ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ - ФИЛОСО́ФИЯ КУЛЬТУ́РЫ, философское исследование принципов и общих закономерностей культуры (см. КУЛЬТУРА). От философии культуры следует отличать культурологию (см. КУЛЬТУРОЛОГИЯ) как специальную гуманитарную науку.
Предыстория философии культуры
Как самостоятельная дисциплина философия культуры формируется лишь в 20 в., однако она имеет содержательную предысторию. В мышлении древних цивилизаций культура не становится предметом исследования, т. к. в своих «высоких» версиях она была полностью включена в религиозный культ, в «низких» же, фольклорных версиях она существовала как данность в традиции. Первым отчетливо выраженым актом философской рефлексии о культуре были учения ранних греческих софистов (см. СОФИСТЫ), которые противопоставили мир человеческих творений и отношений - миру природы. Этим не только была намечена будущая граница гуманитарного и естественнонаучного знания, но и указана специфика культуры как особого типа реальности. В целом, однако, философия культуры не нашла почвы в античности из-за фундаментальной установки на толкование природы как единственной и всеохватывающей реальности. В этом случае субъективный аспект культурного творчества рассматривался как то, что надо изживать в пользу объективно верного «подражания» (мимесиса) природным образцам (как бы при этом ни понималась природа). Правда, античность знала понятия, близкие к нашей «культуре»: таковы греческая «пайдейа» и римская «гуманитас», общий смысл которых - воспитание и образование, делающее из природного человека достойного гражданина. Было и понятие «мусейа», которое обозначало область духовных достижений образованного человека. Но все эти понятия по сути дела обозначали совокупность общезначимых ценностей. Достаточно было общего учения о природе и бытии, чтобы понять их смысл. К тому же древние не видели здесь специфического предмета науки: «мусическое» отличает свободного и образованного грека от варвара, но само оно не наука, и в нем нет особых законов его собственного бытия.
Система средневекового образования в целом была заимствована из античности. Духовный аспект культуры был почти без остатка инкорпорирован религиозным культом. Религиозное же отношение средневековых теистических конфессий к культуре было парадоксальным соединением утилитарного приятия и субстанциального размежевания. Культура была «внешним», соблазн и опасность которого никогда не забывались. Как ни странно, философия культуры не возникла и в эпоху гуманизма (см. ГУМАНИЗМ). Казалось бы, в это время культура выделилась из культа и достигла высокой степени автономии. Возродился античный антропоцентризм. Практически утвердило себя представление о культурном плюрализме. Тем не менее, по-прежнему философская наука о культуре остается невозможной и неуместной. Может быть, это связано с тем, что появился такой самодостаточный предмет для размышлений, как «природа»: в однородном измерении природы можно было разместить весь универсум явлений так же, как размещался он греками в измерении «разума». Культура и в этом случае лишь имитирует природу, и значит - изучать надо не копию, а оригинал. К концу 15 в. очевидно некоторое разочарование в идеале природы. Появляется маньеризм (см. МАНЬЕРИЗМ), деформирующий естественные пропорции в пользу субъективности духовного взора. Появляется ощущение неполноцености природы и незаменимости человека. Но этот процесс резко затормозился коллизиями Реформации (см. РЕФОРМАЦИЯ), которая в некотором смысле была «антикультурной» силой, противопоставившей видимость (а значит - профанность) образа невидимому знаку. Протестантизм утвердил в правах неслиянность воли и веры с природой, но вторая компонента культуры - выразимость воли в символе - была блокирована строгой цензурой борцов с «идолами». Так же мало склонен к пониманию специфики культуры и 17 в. с его парадигмой универсального Разума, по отношению к которому мир культурных реалий был лишь случайным разнообразием, легко редуцируемым к первичным рациональным (собственно, математическим и естественнонаучным) моделям.
Зарождение
Рождение в 18 в. принципа историзма, интуиции культурного релятивизма и плюрализма, интерес к индивидуальности и ее творчеству, к эстетическому, к бессознательному, внимание к экономическому и социальному субстрату истории, успехи таких наук как археология, востоковедение, сравнительная лингвистика, антропология, педагогика, - все это создает предпосылки для рождения (внутри Просвещения (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)) и рядом с ним) нового видения связи человека и природы. От Вико (см. ВИКО Джамбаттиста) до Канта (см. КАНТ Иммануил) длится период эмансипации философии культуры от традиционных методов философии и истории. Вико создает «Новую науку», первую философию культуры, изображающую «идеальную историю» как смену культурных циклов, в ходе которой осуществляется самопознание и самосоздание человечества. Руссо (см. РУССО Жан Жак) отбрасывает представления о вечной природе человека, вводит измерение историчности и толкует культуру как свободное (и потому этически двусмысленное) творение человеком своей сущности. Гердер (см. ГЕРДЕР Иоганн Готфрид) понимает природный универсум как прогресс совершенствующихся организмов от неорганической материи через мир растений и животных к человеку и - в будущем - к сверхчувственной «мировой душе», считая при этом основной сплачивающей силой общества культуру, внутренней сущностью которой является язык. В кантовской «Критике способности суждения» обосновывается наличие особой реальности, отличной от мира природы и мира моральной свободы, - реальности «целесообразности», которую можно феноменально обнаружить в системе живых организмов и в искусстве, в принципе не обнаруживая при этом саму цель, с которой сообразуется данный объект.
Поворот, осуществленный в европейском мышлении Кантом, позволил сделать предметом интерпретации, теоретического исследования и системных построений именно эту третью реальность, не сводимую к «природе» и «свободе» и по существу открывающую измерение «культуры». Принцип историзма, соединенный с открытием Канта, позволил в нач. 19 в. представителям классической немецкой философии - Фихте (см. ФИХТЕ Иоганн Готлиб) и Гегелю (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих) - построить развернутые модели поступательной эволюции универсума как творческого развития духа. Описанные при этом диалектические механизмы предметной объективации духа и его возвращения к своей субъективности через самоинтерпретацию позволяют считать эти модели развернутыми концепциями философии культуры. В это же время подспудное становление философии культуры происходит в других течениях европейской интеллектуальной жизни: в историософии позднего немецкого Просвещения (Гаман (см. ГАМАН Иоганн Георг), Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг), Шиллер (см. ШИЛЛЕР Фридрих)), в панэстетизме немецкого романтизма (Новалис (см. НОВАЛИС), Ф. Шлегель (см. ШЛЕГЕЛЬ Фридрих), А. Мюллер - автор термина «культурфилософия»), во французской политической мысли, обе ветви которой - консервативная и революционная - оперировали культурологическими мифологемами.
Следующий шаг делает гуманитарная мысль 2-й пол. 19 в. Позитивизм вырабатывал установку на отказ от метафизики в пользу эмпирического исследования конкретных феноменов и их каузальных связей. Философия жизни (см. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ) ориентировала на понимающее вживание в неповторимые единичные явления. Оба направления тяготели к упрощающему редуктивизму, но все же их усилиями «культура» была осмыслена как возможный предмет теоретического исследования. Появление в 1918 «Заката Европы» Шпенглера (см. ШПЕНГЛЕР Освальд) с его «морфологией» уникальных культур-организмов можно рассматривать как завершение этого процесса и окончательное рождение философии культуры как самостоятельной дисциплины.
Философия культуры в 20 в.
20 век дает большой спектр вариантов философии культуры, которую не всегда можно корректно отделить от культурологических концепций и подходов. В значительной мере тон философии культуры нашего века задают концепции Дильтея (см. ДИЛЬТЕЙ Вильгельм), повлиявшего на герменевтику и экзистенциализм, Бергсона (см. БЕРГСОН Анри) (философия жизни, социология культуры), Зиммеля (см. ЗИММЕЛЬ Георг) (философия жизни) и баденского неокантианства (Виндельбанд (см. ВИНДЕЛЬБАНД Вильгельм), Риккерт (см. РИККЕРТ Генрих)). Начиная с середины 1920-х гг. оформляются основные современные версии философит культуры. На основе синтеза неокантианских методологий Кассирер (см. КАССИРЕР Эрнст) создает «философию символических форм», а Ортега-и-Гасет (см. ОРТЕГА-И-ГАСЕТ Хосе) - «рациовитализм». Хайдеггер (см. ХАЙДЕГГЕР Мартин) и Ясперс (см. ЯСПЕРС Карл) строят экзистенциальную философию культуры. Из исторических исследований вырастают теории Тойнби (см. ТОЙНБИ Арнолд Джозеф) и Хейзинги (см. ХЕЙЗИНГА Йохан). Из философской антропологии - концепции Шелера (см. ШЕЛЕР Макс) и Ротхакера. Социология культуры становится почвой для культурфилософских построений М. Вебера (см. ВЕБЕР Макс), А Вебера (см. ВЕБЕР Альфред), Маннгейма (см. МАННЕРГЕЙМ Карл Густав). Религиозную философия культуры создают Гвардини (см. ГВАРДИНИ Романо), Тейяр де Шарден (см. ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН Пьер), Тиллих (см. ТИЛЛИХ Пауль). Нередкими являются случаи кристаллизации оригинальной философии культуры в современной интеллектуальной литературе и эссеистике (Т. Манн (см. МАНН Томас), Гессе (см. ГЕССЕ Герман), Лем (см. ЛЕМ Станислав), Борхес (см. БОРХЕС Хорхе Луис)). Свою версию философии культуры имеют такие направления мысли, как феноменология (см. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ), психоанализ (см. ПСИХОАНАЛИЗ), герменевтика, структурализм (см. СТРУКТУРАЛИЗМ) и др.
Острая заинтересованность проблемами философии культуры характерна для русской философии 19-20 вв. Самостоятельные учения в сфере философии культуры создают Леонтьев (см. ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич), Данилевский (см. ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич) и Вл. Соловьев (см. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич). В 20 в. выделяются своими концепциями Флоренский (см. ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович), Андрей Белый (см. БЕЛЫЙ Андрей), Вяч. Вс. Иванов (см. ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович), Питирим Сорокин (см. СОРОКИН Питирим Александрович), Шпет (см. ШПЕТ Густав Густавович).